Голоса Арктики Появился у меня приятель, который взялся за приобщение меня к документалистике. Сегодня сходили на те самые означенные в заголовке Голоса. Из анонса: "Масштабное кинопутешествие за полярный круг, в котором соединяются тайны шаманов и жизнь в арктической пустыне, современный технологический процесс и борьба малых народов за свои традиции и культуру. Фильм состоит из трех самостоятельных новелл, которые соединяет Денис Симачев. Он отправляется в путешествие по русской Арктике в поисках уникальных музыкальных напевов." Удивительно вот что. Шикарный визуальный и звуковой материал. Операторская работа - просто до мурашек иногда, при том что операторов там трое (у каждой новеллы свой? не разобралась). Звук тоже. Похоже, одной из идей на старте было показать, как из окружающих людей звуков рождается народная музыка. Много внимания уделено звучанию - природы, фырчащих оленей, снега, которым ветер сыплет... внутри чума - кипяток булькает, угли трещат, мясо на них шкворчит, шкуры шуршат... вот это вот все. А истории нет. Ни внутри каждой новеллы, ни у фильма в целом. И без истории, без нарратива эта красота рассыпается, не собирается в единое полотно. Все детали - потрясающие кадры, завораживающие звуки - все висит само по себе, по отдельности, в своем собственном вакууме. Как будто сон бессвязный смотришь. Мне бы очень хотелось посмотреть фильм на основе такого материала... Скажем, такой: Дядя едет собирать фольклор для записи модных треков. У него на руках оказывается масса сырого материала - этих эпических песен, которые длятся по 2-3 дня, этих старушачьих завываний про гусей, монотонного бубна, варганов и пр. То, что современное ухо слушать не умеет, оно всё неудобоваримое, громоздкое. Дядя через знакомство с народами, бытом, звуками этого быта, речи и тундры, через свои какие-то внутренние затыки и физические препятствия на пути (буран, сломанный снегоход, раненый олень?..) - ищет то самое звучание. Увидеть бы историю рождения трека, который свяжет разные малые народности и жителя большого города. Свяжет фольклор и айфоны. Тундру на Ямале с тундрой в Якутии. Покажет, как происходит трансформация сырья и творца в процессе созидания. Прямо с техническими деталями можно: почему вот это подойдет, а это нет, почему так можно замиксовать, а эдак - не сработает. Как ищется и находится такой сплав. Как в итоге мы начинаем по-настоящему слышать голоса Арктики. Со всем вот богатством отснятого материала это была бы бомба, по-моему. Эх, кароч. О времени не жалею, опыт очень интересный. Но рекомендовать к просмотру не могу, увы. Мысленно пять раз сказала спасибо сообществу Storytellers и А.Молчанову - за свое образование в части сторителлинга и понимание, почему качественный нарратив - опора любого произведения искусства, любого, а уж кино - однозначно. #сомельевмиру